Профилактика злоупотребления ПАВ в учреждении образования.
Профилактика зависимостей (аддикций) - система мер, направленных на предупреждение формирования зависимостей от психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), нехимических зависимостей (интернет-зависимости, компьютерной, мобильной и т.п.); устранение соответствующих факторов риска, усиление и развитие позитивных ресурсов личности и социальной среды.
Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества и другие средства и вещества).
Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ, представляет собой серьезную проблему современного общества.
Табакокурение. Курение - это зависимость от наркотика, имя которому никотин; по своей ядовитости никотин равен синильной кислоте - смертельному яду; у курильщиков плохая память, плохое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
Алкоголизм. Алкоголь - «похититель рассудка»; это внутриклеточный яд, который разрушает печень, сердце, мозг; человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.
Наркомания. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека; наркоманы – плохие работники, приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев.
Токсикомания. Переводится с латыни как «мания к яду»; эти яды попадают в организм человека при вдыхании ядовитых паров и вызывают сильные отравления, наступают изменения в психике, разрушается здоровье человека.
Учитель должен уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с злоупотреблениями ПАВ. Чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.
Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий злоупотреблений ПАВ для организма человека и для его личностного становления. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,
- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами,
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
- тематические викторины, устные журналы.
- создание антирекламных роликов по проблеме,
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа,
- конкурсы рекламных щитов по данной проблеме,
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния ПАВ;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ:
1. Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
2. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
3. Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
4. Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
5. Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
6. Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Школа играет ведущую роль в профилактической работе. Профилактика злоупотребления ПАВ в образовательном учреждении направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения и развития физического и психического здоровья учащихся. В результате проведения системы учебных и воспитательных мероприятий у детей и подростков должно быть сформировано целостное отношение к себе и своему здоровью, умение решать жизненные проблемы социально-позитивным путем. Большое значение в профилактической работе должно отводиться вовлечению обучающихся в общественную жизнь, организации их досуга, а также определенной работе с семьей.
Профилактическая работа в школе - это часть здоровьесберегающего образования, когда учиться хочется, уровень тревожности ребенка наименьший, когда школа для ученика это не только общение со сверстниками, но и с учителями, воспитателями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет. Вот тогда и вся профилактическая работа будет иметь положительные результаты.
Видеоролики
http://yadi.sk/d/iGdHBWLIinarVQ
https://disk.yandex.ru/i/Iuqgmquranqxzw
http://yadi.sk/i/F7IzXnku8a_ZvQ
http://yadi.sk/i/3yMfONJRQh3pFw
http://yadi.sk/d/zuReWjjy8VKULw
https://yadi.sk/i/sl_X13GJW8-0BQ